Дизайн для реального мира
Прочитал книгу Виктора Папанека.
Сейчас многим кажутся очевидными утверждения о том, что дизайн призван делать вещи функциональными, а дизайнер не должен заниматься украшательством ради украшательства. Но в те времена, когда впервые была издана эта книга, представление о профессии дизайнера было совсем иным. Профессиональное сообщество не задавалось теми вопросами, которые затрагиваются в этой книге. Оно резко негативно восприняло идеи, изложенные в ней.
В частности, автор критикует своих коллег за увлечение разработкой «глупых» вещей, предназначенных для удовлетворения ложных потребностей, навязанных продавцами. Уже в начале чтения я начал понимать, что идеи автора легли в основу книги «Бойцовский клуб». Очень много внимания уделяется обществу потребления.
Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет >никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.
В. Папанек «Дизайн для реального мира»
В книге затрагиваются и многие другие проблемы, например:
*технологии обучения молодых дизайнеров
*принципы формирования эффективных дизайнерских коллективов;
*решение реальных экономических, социальных и хозяйственных проблем человечества;
*культура массового производства;
*влияние качества производимой продукции на отношение людей к вещам;
*принципы реализации городской среды;
*исследование природы как способ решения задач.
Все упомянутое написано на основе богатого жизненного опыта Виктора Папанека — он жил и работал во многих странах третьего мира, преподавал и вел научную деятельность во многих вузах.
Кроме того, его книгу можно рассматривать как материал о истории развития дизайна.
Я бы сказал, что эта книга — для всех дизайнеров. Чтобы рано или поздно понять, для чего нужна эта профессия.
Не могу не высказаться в пользу этой книги. Хоть она и написана много лет назад, представляет огромную теоретическую ценность и по сей день. После прочтения действительно начинаешь задумываться, о том что делаешь.
В итоге, современному дизайнеру приходится бороться между проявлениями в этой книге и стремлением просто делать красиво. И то и то ценится в различных кругах. Ну скажем так, можно подразумевать различное «красиво» — в графдизайне это когда глаз радуется, в промдизайне — когда вещь начинает обладать еще и приятными свойствами, которые в свою очередь решают задачу. Условно, конечно.
Некоторые идеи этой книги отражены в фильмах «Гении дизайна» от Би-Би-Си, но там иногда бывают и антиидеи, так что эти фильмы — очень хороший сопровождающий материал.
Да и вообще, книга очень интересная, я бы рекомендовал всем к прочтению. А еще её стоит купить, очень приятная бумага и качество печати.