Что такое художественный вкус и откуда он берётся
У одних он хороший, а у других его нет. Говоря о наличии вкуса, имеют в виду, что этот человек умеет отличить хорошее от плохого, или даже выбрать лучшее из двух хороших. Если он делает правильный выбор не случайно, значит он знает, чем именно хорошее отличается от плохого. А для того чтобы знать, чем плохо плохое и хорошо хорошее, нужно пробовать, пробовать и пробовать. Такие рассуждения подводят к определению вкуса, которое я сформулировал два года назад.
Вкусом называется способность человека верно ранжировать объекты в рамках своего класса, основываясь на знании значимых для этого класса характеристик. По мере накопления представительной выборки объектов, устанавливается и уточняется система координат для данного класса.
Мой любимый пример — Квентин Тарантино, один из режиссеров-самоучек. До того как стать режиссером, он долгое время работал в кинопрокате и за это время успел отсмотреть сотни фильмов, хороших и плохих. Но самой по себе выборки не достаточно, нужен ещё интеллект, чтобы накапливать и систематизировать знания. Ещё до этой работы Квентин знал о фильмах довольно много и был крайне заинтересован в этой теме. Во время работы, вместе с такими же фанатами кинематографа, он обсуждал фильмы часами. Говорят, у него феноменальная память.
Влад Головач в своей книге «Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона.» говорит о ключевых навыках, необходимых для создания хороших интерфейсов. В частности, он говорит о том, что необходимо иметь художественный вкус. Для самопроверки он предлагает читателю назвать пять любимых художников и объяснить, почему именно они любимые. В целом, разумное предложение, вот только это не обязательно должны быть художники. Если у вас есть пять любимых режиссеров, это тоже считается. Кстати, в его книге я нашел подтверждение своей точки зрения:
Чтобы появилось само понятие красивого человека, большинство людей должно быть некрасивыми. Это же верно и для вкуса, с той только поправкой, что красота во многом есть свойство врождённое, а вкус — всегда приобретённый, никто не рождается с развитым чувством прекрасного. Его развитие занимает годы, и эти годы не просто надо прожить, но тратить время и усилия на развитие своего вкуса.
«Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона.», с.39
Ну и в итоге, чтобы развить вкус, Влад предлагает:
Идите в музей, прочтите несколько книг по искусствоведению, купите абонемент в консерваторию и т. п.
там же
То есть получите выборку.
Не совсем соглашусь, что человек должен смотреть на хорошее и плохое и, применяя интеллект, делать выводы. Сначала пара поговорок:
«Вкус к хорошей еде прививается хорошей едой»
и «С кем поведешься, от того и наберешься».
На мой взгляд, сочетание хорошее/плохое должен быть где-то 80/20%. Подсознание — сильная штука, и может получиться так, что из плохого закрадется что-то, что не должно бы. Поэтому лучше минимизировать поток шлака и максимизировать разнообразный поток шедевров.
Мне кажется, я и не говорил, что шлака должно быть 50%. :)
Я бы сказал, что первое время пропорции абсолютно рандомные и шлака может быть сколько угодно, так как оснований для выбора немного. Потом, по мере роста, доля шлака становится всё меньше.
Ну вот из факта про Тарантино, например, сложилось такое впечатление.
Да, еще добавлю видео (http://typotalks.com/blog/2012/05/19/matthew-butterick/) про то как надо всегда завышать ожидания от мира.
Кстати, некрасивых людей не бывает =)
Батё с автором не согласился бы) вкус врожденная способность, вот ну не встречала я еще человека, у которого на книгах и музеях вдруг появился вкус. Согласна с выдержкой из книги относительно развития вкуса, да развить можно, если есть чем и если есть, так сказать, фундамент. Хорошим плюсом будет перфекционизм и чувство прекрасного.