Красивая банковская карта
Восхитительная Оля Романова нарисовала мне картинку для банковской карты. Кассиры улыбаются :)
В последнее время часто думаю о том, с какими замечательными людьми мне повезло работать.
Восхитительная Оля Романова нарисовала мне картинку для банковской карты. Кассиры улыбаются :)
В последнее время часто думаю о том, с какими замечательными людьми мне повезло работать.
Службы информационной безопасности (ИБ) в банках и просто менеджеры сервисов придумывают политику ИБ и, в частности, выкатывают требования к паролю пользователя.
Давайте на несколько минут забудем о том, что современные системы противостоят брутфорсу и что подобрать пароль часто сложнее, чем украсть его. Забудем о том, что некоторые системы с критичной информацией вообще выставляют время ожидания между попытками.То есть забудем о том, что сложность пароля не так важна, как раньше.
Проблема в том, что некоторые до сих пор загибают пальцы, каким сложным должен быть пароль. Есть наверное какое-то оправдание тому, чтобы загибать пальцы, но все делают это неправильно.
Типичный случай выглядит так: «Пароль должен состоять не менее чем из 8 символов. Он должен содержать буквы, цифры и не менее одного спецсимвола». Это ещё не сложные условия и они доступно изложены.
Интернет-банк УРАЛСИБ, филиал в г. Екатеринбург.
Требования гораздо жестче. Пользователю предлагают представить себе конструкцию, которая должна соответствовать одновременно шести условиям.
Самое сложное — первое: Пароль не должен состоять из тех же самых символов, что и имя пользователя.
Во-первых, аккаунт определяется двумя полями — ID организации и Именем пользователя, из которых оба подходят под термин «имя пользователя», это вызывает путаницу.
Во-вторых, у всех пользователей имя «01». Получается, что будет забракован любой пароль, в котором встречаются ноль и единица, вне зависимости от того, сколько там всего символов.
+ Пароль не должен повторять предыдущие восемь паролей
+ Пароль должен содержать минимум 4 различных символа.
+ Пароль должен содержать хотя бы один спецсимвол из перечисленных.
Подразумевается что пользователь должен представить себе сочетание всех перечисленных условий.
Безупречный в других отношениях хостинг-провайдер NetAngels исповедует подход, не виданный мной раньше.
В панели управления хостингом, на страницах настроек доступа к разным частям сервиса, стоят ссылки «Сменить пароль» для этих частей. При нажатии на нее, система генерирует бессмысленный пароль вида комбинация букв + цифра + комбинация букв, пишет его тут же на странице и сообщает, что отправила его на почту. Получается что-то такое: konip9zagel.
Такой пароль пользователь никогда не запомнит, учитывая особенности его использования. При необходимости получить доступ, пользователь будет вынужден идти в почту — подсматривать, либо сохранять пароль в браузере.
Пользователя не допускают к созданию пароля. Какой установим, таким и будете пользоваться. Это тоже свинство.
Альфа-Клик
А вот это хороший случай. Требования не выкатываются вообще, пользователь может придумать какой угодно пароль. На самом деле нет: если я введу спецсимвол, то система скажет, что они запрещены. В этом есть здравое зерно.
Их употребление, повышая надежность, понижает безошибочность ввода. Это происходит потому, что некоторые спецсимволы имеют модальность ввода. Например, в русской раскладке вместо точки (на цифровой части клавиатуры) вводится запятая. В английской раскладке запятая и точка вводятся клавишами с буквами Б и Ю, а в русской — крайней правой клавишей этого ряда, с шифтом и без шифта.
Если в этом случае пользователь довольно быстро поймет, в чём дело, и исправится, то следующий случай реально поставит его в тупик.
Я встречал и менее тривиальный вариант: раскладки Английская (США) и Английская (Великобритания) имеют разное расположение спецсимволов на клавишах с цифрами. Например, Shift + 2 дает не собаку, а кавычки штрихи, а Shift + 4 даёт знак фунта стерлинга вместо знака доллара.
Применительно к Альфа-Банку: если бы спецсимволы не были бы запрещены, то их клиент, находясь в Британии, испытал бы трудности со входом в интернет-банк. Важно, что такую проблему сложно распознать, ведь язык ввода не изменился. Взгляд на то, какая сейчас включена раскладка, не даст ответа на вопрос, почему не проходит пароль. В итоге это может привести и к блокировке доступа.
Правда, идея с ограничением на сложность пароля в данном случае реализована не идеально. Система сообщает, что «пароль состоит из запрещенных символов». То есть не пишет, какой именно символ нельзя использовать.
Объясните ему, что требование может быть только одно — не менее 6ти символов. Дальнейшее наращивание надежности ничего не дает. Если пароль будет украден, то совершенно без разницы, насколько он надежен.
Собственно, это и есть подход.
Не пишите ничего о минимальной или максимальной длине пароля и его составе. Расскажите пользователю, как ему составить надежный и запоминающийся пароль с учетом спущенных вам требований. Сделайте это ненавязчиво, разговаривая с пользователем о понятных ему вещах.
Например, так:
Безотносительный вариант.
Мы заботимся о вашей безопасности, потому вам нужно установить сложный пароль. Выберите любимое слово и добавьте к нему пару цифр. Например, кольцо123. Или представьте, что вы выполняете сложение или любую другую операцию с вашим словом. Например, вареник+12. Такой пароль будет весьма надежен и его легко запомнить. Только, пожалуйста, не повторяйте приведенный пример, придумайте свой собственный.
Если вы заставляете своих пользователей менять пароль раз в месяц, доработайте текст таким образом:
Тематический вариант
Чтобы легко запоминать новый пароль каждый месяц, выберите любимую книгу или фильм. Используйте имена персонажей в качестве вашего слова в пароле. Подставляйте имя нового персонажа при каждой смене. Тогда процесс вспоминания пароля будет выглядеть примерно так: «Так, кто у нас в этом месяце? Точно, Ватсон!».
Я не имею ввиду, что нужно предлагать пользователю именно эти паттерны, нужно придумать свой собственный — короткий или длинный, с учетом увлечений аудитории или без. Главное предложите понятный способ вместо набора ограничений.
Людям понятно и приятно, когда их зовут по имени, а не дают им клички. Не следует выдавать им серийные номера только потому, что так проще разработчикам.
Всегда позволяйте пользователю самостоятельно выбрать имя в вашей системе. Попросить пользователя ввести e-mail в качестве логина — тоже хороший способ. Это тоже считается «сам придумал».
Начал пользоваться системой Альфа-Клик, перевариваю первые впечатления. У этого интернет-банка много плюсов, но вот такие экраны меня удивляют.
Я, обращаясь в раздел «Шаблоны», ожидал, что мне сейчас дадут создать парочку. Вместо того чтобы дать мне кнопку «Добавить» с вкусной иконкой, они предлагают мне сразу идти за помощью. Интересный подход.
И да, я сам должен теперь найти пункт меню «Помощь» потому что они не сделали ссылку прямо из предложения. Это я специально так сделал картинку — в узком окне браузера чтобы она хорошо в колонку влезла, поэтому вам хороши видно, где этот пункт. А обычно левое и правое меню находятся в разных углах экрана шириной 1920 пикселей, а верхнее равномерно рассредоточено от центра к правому краю.