6 заметок с тегом

дизайн

Быть идеалистом-прагматиком

Нельзя охватить одной мыслью все то, что знаешь о дизайне и о том, что делает хорошего дизайнера таким. В каждый момент времени на первый план сознания выходит одно конечное подмножество того, что действительно важно.

Например, сейчас мне кажется важным быть идеалистом и прагматиком одновременно. Запишу здесь, чтобы не забыть.

Идеалист ставит результат превыше всего и старается изо всех сил, даже если понимает, что при реализации что-то обязательно пофлексят, и где-нибудь напортачат. Именно поэтому и старается. Если результат пострадает от реализации, как же я могу позволить себе задать меньшую планку на этапе проектирования?

Прагматик ставит результат превыше всего и старается изо всех сил, потому что от работы в стол испытывает настоящее разочарование. Он искренне заинтересован в том, чтобы труд не пропал даром. Поэтому прагматик согласен флексить, выбирать простые, но реалистичные решения, и чутко относится к опасениям членов команды.

Хороший дизайнер имеет высокую планку требований к себе, делает всё, чтобы процесс закончился результатом в установленный срок и умеет сочетать в себе два этих качества.

2014   zen   дизайн   идеи

«Дизайн вещей будущего» Дональда Нормана

Автор замечательной книги «Дизайн привычных вещей» в 2005 году написал книгу о проблемах использования «умных систем». Её в 2013 году издали STRELKA PRESS и сделали это довольно. От «института медиа, архитектуры и дизайна» я ожидал большего внимания к качеству книги.

Тема книги — на сколько «умные системы» умны сейчас, почему такой интеллект вызывает проблемы, и как следует строить взаимодействие с человеком, чтобы их избежать.

Это книга наполовину состоит из рассуждений о будущем технологий, поэтому я не могу назвать ее практически полезной. Но в ней содержится пара полезных идей, — о том, какую именно часть управления стоит передавать машине и что при этом следует оставлять человеку. Эта книга не так хороша, как «Дизайн привычных вещей», но её полезно прочитать для общего кругозора.

2014   дизайн   книги

Миф о капсе

Капс — это набор текста прописными буквами.
Часто люди говорят, что писать капсом — плохо. Это не так. Плохо использовать инструмент не по назначению, например забивать гвозди микроскопом.

Капс используют потому, что он выделяет слова, делает надпись заметнее. И менее читаемой.

А ещё — так сложилось. Во времена печатных машинок было немного средств выделения слов. Можно было разместить ограниченное количество печатающих головок — по две на каждую букву: никаких вам жирного и курсивного начертаний. В распоряжении оставались только подчеркивание и набор прописными.

Капс — тоже инструмент

Он придатет больше визуального веса некоторым частям текста (заголовкам, подзаголовкам, врезкам), элементам интерфейса.

В каких случаях использовать

Когда этого не удается добиться другими средствами при соблюдении остальных правил набора:

В тексте — если набор жирным начертанием и допустимое увеличение кегля не помогают.

Врезка в статье на hopesandfears.com

Хороший заголовок Skype collaboration project.

В интерфейсе — если ссылки в подвале страницы или верхнюю навигацию следует набрать небольшим кеглем. При этом композиция может быть такова, что эти элементы потеряются. В таком случае набор капсом лучше сбалансирует вес элементов, чем допустимое увеличение кегля.

Ссылки в подвале instagram.com

Как использовать

Тексту, набранному прописными буквами, нужна разрядка, всегда.

Пустое пространство слева и справа от буквы — это межбуквенный интервал или полуапрош. Он нужен, чтобы буквы не слипались, текст имел равномерную плотность и легко читался. У прописных букв полуапроши маленькие, потому что прописанная в тексте всегда стоит рядом со строчной и разница в высоте визуально компенсирует их близость. Поэтому, если прописные стоят рядом, нужно увеличивать интервал между ними, то есть делать разрядку. Иначе буквы слипнутся в нечитаемую массу.

Мало кто знает об этих типографических тонкостях, поэтому почти всегда капс выглядит ужасно. Отсюда и заблуждение, что капс  — это плохо.

Поразительно, но многие дизайнеры спешат закричать «Фу, говно!» при виде надписи набранной прописными, даже если это уместно и сделано правильно. Потому что «ну все же говорят что капс это говно». И этим выдают в себе мудака предвзятость в сочетании с плохим знанием темы.

Если набирать надписи и части текста прописными там, где это необходимо, и делать это правильно, капс из дурного оформительского приема превратится в инструмент.

UPD: Женя Арутюнов написал, когда можно набирать прописными без разрядки и когда разрядка нужна вообще.

2014   дизайн   типографика

О тестовых заданиях для дизайнеров

Некоторые компании в вакансиях для UI/UX дизайнеров просят выполнить тестовое задание.

Я встречал, например, такое:

Возьмите любой экран нашего приложения и переделайте его. Опишите, что с ним не так.

Так вот, это плохое задание.

Что же оно делает?
Оно выявляет способность дизайнера искать ошибки в уже разработанной системе.

Ну как ошибки. Если говорить о фундаментальных интерфейсных решениях (модель взаимодействия пользователя с системой в процессе достижения целей пользователя), то их ошибочность очень субъективна. Сторонний дизайнер чаще не знает ничего о предметной области. Он может только догадываться о том, почему было сделано именно так.

Без знания предметной области можно докопаться до эстетической составляющей интерфейса, до подачи информации. Можно найти «производственный брак» — криво расставленные элементы управления, например. Можно придумать приятные «фишечки». Но всё это слабо характеризует способность дизайнера проектировать хороший интерфейс.

Поиск ошибок в решении абстрактной задачи без знания ее условий похож на профанацию.

А как правильно?
Уровень проектировщика в первую очередь характеризуется способностью правильно строить интерфейс в условиях технических и бизнес-ограничений, в разрезе целей пользователя, с учетом его сценариев.

Противоположный пример
Тестовое задание на должность дизайнера интерфейсов в Контуре предлагает кандидату придумать требования к системе самостоятельно.

Предметная область доступна для изучения потому что от части придумана самим кандидатом. Результат выполнения такого задания гораздо лучше характеризует кандидата как дизайнера интерфейсов.

Кстати, у нас в Контуре очень хорошо. Особенно новичкам.
Об этом хорошо написала Оля Романова.

2013   дизайн   интерфейсы

Утренняя зарядка

Есть у меня такая затея — утренние отжимания мозгом. Если пришел на работу очень рано, можно быстро переделать чью-нибудь работу которая резанула глаз. Например, переверстать страницу сайта или какую-нибудь схему трамвайного маршрута перерисовать. Главное чтобы это не занимало много времени. Пол часа — час. Если два, то можно растянуть на два дня.

Только берите такие упражнения, которые не выполняете в своем основном проекте.

Профит:
— подкачиваются навыки, не задействованные на основной работе;
— включает мозг с утра;
— устраняет зуд связанный с плохой реализацией оригинала;
— размыливает взгляд, дает отвлечься.

Выполняя утреннюю зарядку каждый день, вы поддерживаете тонус своего внутреннего дизайнера и воспаляете его интерес.

Делайте утренние отжимания мозгом.

2012   дизайн   идеи   лайфхак

Дизайн для реального мира

Прочитал книгу Виктора Папанека.

Сейчас многим кажутся очевидными утверждения о том, что дизайн призван делать вещи функциональными, а дизайнер не должен заниматься украшательством ради украшательства. Но в те времена, когда впервые была издана эта книга, представление о профессии дизайнера было совсем иным. Профессиональное сообщество не задавалось теми вопросами, которые затрагиваются в этой книге. Оно резко негативно восприняло идеи, изложенные в ней.

В частности, автор критикует своих коллег за увлечение разработкой «глупых» вещей, предназначенных для удовлетворения ложных потребностей, навязанных продавцами. Уже в начале чтения я начал понимать, что идеи автора легли в основу книги «Бойцовский клуб». Очень много внимания уделяется обществу потребления.

Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет >никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.
В. Папанек «Дизайн для реального мира»

В книге затрагиваются и многие другие проблемы, например:
*технологии обучения молодых дизайнеров
*принципы формирования эффективных дизайнерских коллективов;
*решение реальных экономических, социальных и хозяйственных проблем человечества;
*культура массового производства;
*влияние качества производимой продукции на отношение людей к вещам;
*принципы реализации городской среды;
*исследование природы как способ решения задач.

Все упомянутое написано на основе богатого жизненного опыта Виктора Папанека — он жил и работал во многих странах третьего мира, преподавал и вел научную деятельность во многих вузах.

Кроме того, его книгу можно рассматривать как материал о истории развития дизайна.

Я бы сказал, что эта книга — для всех дизайнеров. Чтобы рано или поздно понять, для чего нужна эта профессия.

2012   дизайн   книги